14 лет с Вами111111111

Основная     В апреле 2011 я прибыл в Сент-Этьен, что возле Лиона на юге Франции, с целью посетить расположенный там головной офис и производственные мощности компании Focal-JMlab. Со дня своего основания инженером-акустиком Жаком Маулем (Jasques Mahul) в 1980 г, Focal-JMlab выступает одной из движущих сил для мировой индустрии high-end акустических систем и динамиков. Компания сумела создать множество технологий, значительно улучивших традиционную конструкцию электродинамического громкоговорителя, имея к настоящему моменту 30 защищенных патентом инженерных решений. В отличие от многих производителей акустических систем, которые используют покупные динамики и корпуса АС от различных поставщиков, практически вся продукция Focal создается из комплектующих собственного производства. Всю свою историю компания выпускала не только акустические системы, но и отдельные динамики: как для собственных нужд, так и для поставки сторонним производителям АС. Динамики Focal можно встретить в лучших из лучших АС мира от самых престижных производителей high-end техники. Собственные готовые акустические системы, которые вначале носили имя JMlab, появились у компании два года спустя после основания (прим. переводчика: на самом деле первые готовые АС JMlab, 2-полосные "полочные" DB 13, появились на рынке в том же 1980 г, что и отдельные динамики Focal). Ныне под именем Focal для домашнего применения выпускается широкий ассортимент АС: от Chorus 705V за EUR 364,5 (прим. переводчика - здесь и далее указаны цены для России, актуальные для февраля 2012 г) до величественного флагмана Grande Utopia EM стоимостью EUR 147500 - и в разных ценовых сегментах между ними.

     Сразу по прибытии я был впечатлен масштабами производства и широтой ассортимента выпускаемой здесь продукции. Территория комплекса, занятого Focal-JMlab в Сент-Этьене, включает в себя отдел исследований и разработок (R&D, Research and Development), несколько цехов по производству динамиков разных серий и назначения (от сабвуферов до ВЧ-динамиков), цех по изготовлению готовых АС, отдел проверки качества выпускаемой продукции, а также складские помещения. Комплекс расположился в четырех зданиях на территории 12 500 кв.м, с персоналом около 200 человек. Несмотря на феноменальный рост: из маленькой лаборатории по разработке динамиков, в которой Жак Мауль был единственным сотрудником, в одну из крупнейших компаний-производителей высококачественных АС мира, компания сохраняет неизменными одни и те же ключевые ценности: инновационный инжиниринг, высокое качество и звуковые достоинства продукции. Так заявляется и по моим собственным ощущениям – это очевидно так и есть. Исполнительный директор (MD) Focal-JMlab Жерар Кретьен (Gerard Chretien) по специальности инженер-акустик, страстный поклонник музыки (он входит в жюри одного из крупнейших ежегодных джазовых фестивалей), и действующий непосредственный разработчик – в частности, текущего третьего поколения старшей серии Utopia.

     Жерар Кретьен поведал мне о преимуществах разработки и производства динамиков собственными силами по сравнению с их покупкой у сторонних поставщиков. Он настаивает, что только с динамиками собственного производства можно получить необходимое полное и глубокое представление о том, что в них происходит в процессе работы, что помогает искать пути дальнейшего усовершенствования АС. Также производитель динамиков всегда свободен для внесения каких-либо модификаций в их конструкцию и производственных технологиях серийного выпуска, что в конечном счете необходимо для повышения качества готовой продукции в виде законченных АС, подчеркнул он.

     Я смог увидеть этот принцип в действии во время нашей первой же остановки, на линии по производству динамиков с патентованным Focal композитным W-диффузором, используемых в высокоуровневых сериях. W-диффузор был разработан в 1995 г для первого поколения семейства Utopia, он состоит из трех слоев: среднего слоя из материала Rohacell (синтактическая, или структурированная пена, полиметакриламид), сверху и снизу которого находятся слои стеклоткани с особыми пропитками. Такой "сэндвич" обладает исключительной жесткостью, малой массой и высокими демпфирующими качествами. Варьируя толщину слоя пены Rohacell, количество и толщину слоев стеклоткани, разработчик достигает желаемых параметров жесткости, массы и демпфирования в зависимости от назначения конкретного динамика. Например, для НЧ-динамиков используется больше слоев стеклоткани и толще слой пены. Технология изготовления W-диффузора отличается и тем, что позволяет настраивать нужные характеристики диффузора с исключительной точностью. Диффузоры динамиков в АС Focal могут выглядеть одинаково при взгляде на переднюю панель АС, однако существенно отличаться по характеристикам и звучанию. Разрабатывая и выпуская динамики самостоятельно, Focal может позволить себе даже в пределах одной серии использовать индивидуально разработанные динамики для каждой из моделей АС, вместо того, чтобы использовать одну и ту же модель динамика для всех моделей серии. Такой подход позволяет также упростить конструкцию кроссовера, которому не приходится "исправлять" погрешности звучания неоптимизированного динамика – а только разделять частотные регистры, что и есть его основное предназначение.

     Исходные заготовки материала Rohacell поступают на фабрику крупными квадратными блоками и режутся гидроабразивным методом (струей воды под большим давлением) на пластины различной толщины. Затем плоская пластина прессуется под нагревом для придания ей конической формы – на этой стадии в ней уже можно угадать будущий диффузор динамика. Затем на коническое металлическое основание натягивается и разглаживается нижний слой пропитанной смолой стеклоткани, на него накладывается отформованная пластина Rohacell, на которую натягивается и разглаживается верхний слой стеклоткани – все это делается руками квалифицированных рабочих и требует большой аккуратности, особенно тщательное разглаживание при помощи ладоней. Далее полученный конический "сэндвич" отправляется в печь, где стеклоткань сплавляется с Rohacell. После печи квадратная заготовка почти готового W-диффузора превращается в законченную круглую при помощи технологии лазерной резки с точностью 0,1 мм. Нагрев от луча лазера одновременно оплавляет кромку обреза, так что внешний край диффузора оказывается аккуратно "запечатанным" по всей окружности. Эта производственная линия может выпускать в день до 300 композитных диффузоров любого из используемых 33 вариантов характеристик (отличающихся размером, жесткостью, массой и т.д.).

     На одном из постов линии по производству ВЧ-динамиков для серий Chorus 700/800 режется на небольшие квадратики и прессуется для придания куполообразного профиля фольга из алюминиево-магниевого сплава. Состав сплава специально разработан Focal, а производительность линии составляет поражающие воображение 25 тыс. экземпляров в месяц. Полученным заготовкам придается круглая форма путем обрезки краев – и алюминиево-магниевый купол готов. К куполу вручную приклеивается звуковая катушка, а следующий рабочий добавляет к этому магнитную систему ВЧ-динамика. Это очень тонкая работа – звуковая катушка должна быть идеально отцентрована в магнитном зазоре, а количество клея должно выдерживаться прецизионно, поскольку масса клея существенно влияет на общую массу легчайшей подвижной системы ВЧ-динамика. Специалисты Focal разработали не только конструкцию и технологию производства такого ВЧ-динамика, но и само оборудование, и специальную оснастку для достижения нужной точности и повторяемости характеристик при больших объемах производства. В рамках партии выпущенной продукции проверяются не выборочные экземпляры, а каждый динамик. Проверке подлежат электрические и акустические параметры, т.е. каждый динамик включается и должен прозвучать. При помощи специализированного программного обеспечения и оптической системы каждый динамик исследуется на предмет наличия малейших физических дефектов, недоступных невооруженному взгляду. Я был потрясен тем, насколько быстро и слаженно выполняется столь тонкая работа, динамик за динамиком. Впрочем, нечего удивляться: Focal оттачивал производство динамиков на протяжении более чем 30 лет. На линии по производству ВЧ-динамиков заняты высококвалифицированные рабочие, в среднем имеющие 15-летний стаж работы в компании.

     Для более высокой серии Profile, занимающей среднюю позицию в ассортименте домашних АС Focal, также используется ВЧ-купол из алюминиево-магниевого сплава. Однако ВЧ-динамики для Profile выпускаются на отдельной производственной линии в том же цеху. У них усовершенствованная конструкция, с очень податливым микропористым материалом Poron для подвеса и иной магнитной системой.

     Очередная линия оперирует самой сложной технологией с бериллиевым куполом ВЧ-динамика. Бериллиевый купол используется в старших сериях Focal: Utopia и Electra Be/Be2. Бериллий обладает исключительно привлекательными характеристиками: легчайшим весом, жесткостью, отличными демпфирующими качествами и вдобавок эффективно рассеивает тепло. Поскольку бериллиевая фольга разрушается от механического воздействия при комнатной температуре, формирование из нее купола должно происходить при очень высокой температуре. В ходе преодоления многочисленных технологических трудностей в "приручении" бериллия для нужд аудиотехники специалисты Focal разработали установку с мини-топкой внутри, где плоская бериллиевая пластина обретает профиль купола. Все купола из бериллия на Focal делаются одним и тем же работником, он в компании уже 25 лет. Этот человек работает в отдельной герметично закрытой комнате в защитной спецодежде с маской для подачи воздуха. Возможность производить до 1000 экземпляров ВЧ-динамиков с бериллиевым куполом в месяц можно оценить как выдающийся результат, с учетом сложности этой технологии.

     Взяв в руку один отдельный бериллиевый купол, я поразился его малому весу – собственно, я вообще не смог ощутить его веса. Толщина купола в 25 микрон втрое меньше толщины человеческого волоса, и весит он каких-нибудь 20 мг. Для сравнения: игральная карта весит около 600 мг. Помимо технологических сложностей, бериллий отличается также невероятной дороговизной: его стоимость в 100 раз превышает стоимость золота. Специалисты Focal пояснили, что если сравнивать бериллиевый и алмазный купола, то второй окажется жестче, но впятеро тяжелее – что на их взгляд неприемлемо для ВЧ-динамика топ-класса. Учитывая, что купол ВЧ-динамика совершает колебания частотой в многие тысячи, и даже десятки тысяч герц, его малая масса исключительно важна для низкой инерционности и высокого ускорения. В звучании эти преимущества проявляются в более протяженном вверх высокочастотном регистре, их открытом характере и точном воспроизведении мельчайших деталей.

     Я описал лишь некоторые из производственных линий для динамиков, которые имел удовольствие наблюдать в работе. На соседних линиях шло изготовление динамиков для автомобильных АС, для профессиональных контрольных мониторов, и т.д. Направление автомобильной аудиотехники занимает примерно треть объема деятельности компании. На той линии, что я видел, производительность составляла 30 000 автомобильных НЧ/СЧ-динамиков в месяц, но кроме нее есть и другие линии. Занимающее отдельное здание на территории складское помещение для готовой продукции и комплектующих поражает воображение своими масштабами. Производство активных (со встроенным усилителем мощности) студийных мониторов для профессионального применения, а также компактных домашних аудиосистем - сравнительно новые направления в деятельности Focal, испытывающие чуть ли не взрывной рост объемов спроса. Для изготовления старших серий домашних АС Utopia и Electra Be выделена отдельная производственная площадка. При мне шла сборка одного из экземпляров флагмана Grande Utopia EM, причем по желанию покупателя из Азии корпус был окрашен в заказной цвет Lamborghini Green – возможно, у этого человека уже есть зеленый Lamborghini в личном автопарке. Расположенная в отдельном здании лаборатория R&D располагает самой большой в Европе безэховой камерой. Бывая в разных компаниях, я всегда интересуюсь соотношением между численностью инженерного персонала и отдела продаж – это дает некоторое представление о том, на что компания нацелена больше: разработки и производство, либо маркетинг. В случае с Focal, инженеров-разработчиков намного больше.

     В здании отдела исследований и разработок находится также главная комната для прослушивания, где мне удалось провести тест восьми моделей АС Focal: от Chorus 807V до Grande Utopia EM. Очень показательным было сравнение одной той же модели АС, но с разными диффузорами: в одном случае с диффузорами Polyglass (целлюлозная основа с нанесенными на поверхность полыми стеклянными микросферами), а в другом – с топовой технологией W-диффузора, чтобы наглядно оценить звуковые преимущества более совершенной технологии при прочих равных условиях (прим. переводчика: судя по всему, речь идет о сравнении моделей 3-полосных АС серии Chorus 800 V: 826 V c диффузорами Polyglass и специальной версии 826 W с W-диффузорами, выпущенной к 30-летнему юбилею компании). Прослушивание проводилось с источником dCS Scarlatti, а также комплектом усиления от Halcro, включавшим предварительный усилитель и два моноблочных усилителя мощности. Я могу констатировать замечательное улучшение ясности и разрешающей способности звучания у версии с W-диффузорами. Аналогично этому, переход от ВЧ-динамиков с алюминиво-магниевым куполом к их более совершенным собратьям с бериллиевым куполом привел к без преувеличения огромному скачку качества звучания, особенно в детальности, мягкости, фокусировке образов на звуковой сцене и легкости звучания. Я был впечатлен услышанным в каждом ценовом сегменте. Очень интересным с точки зрения соотношения цена/качество, настоящим "лакомым кусочком" мне представляется модель Electra 1028 Be (EUR 6052,75) – это самые доступные АС Focal среди тех, кто оснащен W-диффузорами и бериллиевыми куполами в динамиках соответствующих регистров. Это 3-полосные напольные АС с двумя 16,5-см (6,5") НЧ-динамиками в акустическом оформлении с фазоинвертором, одним 16,5-см (6,5") СЧ-динамиком и ВЧ-динамиком с 27-мм бериллиевым куполом. По сравнению с единственным вариантом напольных АС Profile 918 (2983,75) из ближайшей снизу одноименной серии, Electra 1028 Be выступают со значительным отрывом, демонстрируя близость использованных в них технологий к старшей серии Utopia.

     Но что я более всего жаждал услышать – это флагмана Grande Utopia EM. Как я уже говорил в обзоре Stella Utopia EM, мои предыдущие прослушивания Grande Utopia EM на фестивале RMAF в Денвере проходили в условиях далеких от благоприятных и не позволили узнать потенциал этих АС. Я ожидал многого – и не обманулся. К моменту моего визита на Focal я восемь месяцев прожил с динамиками Rockport Altair за $97500 (цена для рынка США) и "The Sonus faber" за $200000 (цена для рынка США) от Sonus faber, так что подошел к прослушиванию Grande Utopia EM с большим пристрастием. Программа прослушивания получилась исчерпывающей: примерно 40-минутное прослушивание Grande Utopia EM в комнате для прослушивания в головном офисе компании, также близкое знакомство с моделью Grande Utopia предыдущего, второго поколения серии, в комнате прослушивания французской компании Micromega, а также моя первая встреча с ближайшей родственницей флагмана, Stella Utopia EM в шоуруме ведущего французского дилера high-end аудиотехники Presence Audio Conseil. После всего этого я пришел к заключению, что старшая серия Focal Utopia является мировым эталоном качества. Grande Utopia EM наряду с ожидаемыми от АС столь массивной конструкции (40-см НЧ-динамик с электромагнитом, высота АС 201 см, масса 260 кг) поистине безграничными басовыми и динамическими возможностями продемонстрировала замечательную деликатность, проявление тончайших деталей музыкального полотна, правдивость тембров и способность создавать абсолютно ошеломляющее ощущение присутствия исполнителей в открывающемся перед слушателем звуковом пространстве. Прослушивание Симфонических танцев Рахманинова, даже в стандартном разрешении CD 44,1 кГц / 16 бит (я уже привык слушать эту композицию в высоком разрешении HRx 176,4 кГц / 24 бита) принесло всесторонне сильнейшие ощущения.

     Focal производит корпуса для АС старших серий Electra Be/Be2 и Utopia на собственном заводе в Бурбон-Лэнси, очаровательном крохотном городке, ведущем свою историю с 12 века. Корпуса для АС серий Chorus и Profile закупаются у внешней компании-поставщика из Франции. И хотя Бурбон-Лэнси находится в двух с половиной часах езды от Сент-Этьена, компания предпочитает производить корпуса именно там в силу давних традиций предприятий этого города в области искусной деревообработки. Завод по производству корпусов был основан Эмилем Ги (Emile Guy) в 1945 г для производства разнообразной изящной мебели. Корпуса для АС там начали изготавливать в 1965 г, и с тех пор специализируются на этом вот уже более 45 лет. Предприятие выступало независимым внешним поставщиком корпусов для Focal длительное время, пока в 2007 г не перешло в собственность Focal-JMlab.

     Непосредственно в день моего визита на заводе в Бурбон-Лэнси проводилась реорганизация производства с целью повышения эффективности труда. Тем не менее, мне удалось ознакомиться с цехами, где находились деревообрабатывающие станки с программным управлением (ЧПУ), аппараты для пескоструйной обработки, покрасочные камеры и другое оборудование, используемое при изготовлении корпусов для динамиков. И вновь я был впечатлен масштабами производства и количеством заранее подготовленных заготовок для корпусов, которые были в разных стадиях готовности в цехах и на складе. На фабрике работают около 40 человек, большинство из которых занимаются изготовлением корпусов для АС всю свою трудовую жизнь.

     Как и в производстве динамиков и АС, завод по производству корпусов ориентирован в первую очередь на высокие стандарты качества, и только затем – на производительность. У каждого из рабочих есть возможность остановить производственный процесс при обнаружении дефекта изделия для его исправления. Сотрудники вознаграждаются за низкий процент брака в работе, и все участвуют в прибыли компании. В 2010 г каждый сотрудник Focal получил бонус в размере двух месячных окладов. Люди, работающие в Focal, безмерно гордятся тем фактом, что компания продолжает самостоятельно разрабатывать и изготавливать динамики, корпуса и законченные акустические системы во Франции. Многие компании-производители АС сегодня уже утратили связь с производством из-за повсеместной тенденции на размещение заказов у внешних поставщиков, располагающих дешевой рабочей силой за рубежом. Тем самым они превратились лишь в немногим большее, чем просто маркетинговое предприятие по сбыту продукции. Сотрудники Focal подчеркивали в общении со мной, что их raison d'etre, смысл деятельности заключается в инновациях, оригинальных разработках и высоком качестве – если лишить компанию этих ценностей, она уже мало чем будет отличаться от всех прочих производителей АС. Focal намерен продолжать в том же духе еще как минимум следующие 30 лет – и насколько я могу оценить то, что видел и слышал в Сент-Этьене, лучшие дни компании еще впереди.

(831)
Звоните
218-00-50
© 2007-2011, Галерея домашних кинотеатров.
Создание сайта IP3