14 лет с Вами111111111

 

2     Первый вариант знаковой Focal Utopia, оснащенной инвертированным куполом твитера из чистого бериллия (премьера динамика на сцене Focal), был выпущен в 2002-м. А спустя всего три года знаменитая вогнутая полусферка объявилась и в новой серии, второй по старшинству, — Electra. В 2008 году линейка подверглась значительной переработке, но с любыми цифрами в названии и индексами поколений после них это всегда Focal, с тем же фирменным прозрачным звучанием, обусловленным использованием характерных динамиков и настройкой АС.

     Ключевое отличие колонок французской фирмы Focal от многих дру- гих — это, конечно же, бериллиевые твитеры, стоящие в акустике двух старших линеек, Utopia и Electra. Есть еще запатентованные стекловолоконные сэндвичи, из которых делают диффузоры средне- и низкочастотных дина- миков, но то просто поддержка, способ не испортить звуковые преимущества и выдающееся разрешение, обеспечиваемые бериллием. Разумеется, ничто не получается так уж просто, и разработать столь же прозрачный по звуку НЧ-излучатель, имеющий примечательно малый уровень искажений, тоже отнюдь не тривиальная задача. И все же поговорим вначале о бериллии. Один из первых (и, следовательно, очень легкий) элемент периодической системы Менделеева с атомным номером 4 позволяет изготавливать динамики, характеризующиеся быстротой реакции и отличными импульсными показателями, с одной стороны, и прочностью, с другой. Причем в сочетании, более никаким другим материалам недоступном. Первое качество обусловлено именно положением бериллия в периодической таблице, а второе тем, что обсуждаемый элемент, как-никак, металл, со всеми свойствами, присущими этой группе.

3     Если мы хотим получить максимально легкий, но в то же время оптимально жесткий материал, то прежде всего стоит посмотреть на металлы. И тут небезынтересно отметить, что плотность бериллия, прямо связанная с его малым атомным весом (9,01 атомной единицы), составляет всего 1840 кг/м3. А, скажем, у алюминия, чрезвычайно распространенного в аудио-промышленности, она равна 2700 кг/ м3, у титана — 4500 кг/м3, у экзотики вроде алмазных куполов — 3515 кг/ м3. Конечно, не обязательно брать металл, можно взять шелк с пропиткой или, допустим, легчайший ленточник на основании из лавсановой пленки. Но у этих решений свои слабости, они будут очевидно уступать металлам по жесткости и сопротивлению деформациям, а у ленточных динамиков есть еще и проблемы с направленностью излучения и остротой атаки. Бериллий действительно очень похож по характеристикам на идеальный для динамиков материал, обладающий нужной плотностью, отвечающей ей минимальной инерцией, коэффициентом упругости (опять-таки важным при движении динамика и сопровождающих его деформациях; у бериллия модуль упругости на 30 процентов выше, чем у стали). Упомянем и минимальные искажения, обусловленные быстрым прохождением звука через крайне тонкий (порядка нескольких микрон) слой материала. Вследствие всего перечисленного динамики из бериллия способны озвучивать весьма широкую полосу частот, от 1500 Гц до заоблачных высот в десятки килогерц. Это плюсы. Однако минусы тоже имеются, причем настолько существенные, что во всем мире очень мало производителей аудиотехники, рискующих связываться с бериллием.

     Прежде всего, бериллий редок в природе и, соответственно, дорог. Хотя в масштабе цен на хай-эндную аппаратуру (а в другой бериллиевые мем- браны не появляются) это не так уж и важно. И тем не менее одна штука (а не пара) может стоить от 1000 до 2000 американских долларов. Смеси элементов типа бериллиевой бронзы — сплава меди и бериллия, где последнего содержится только около 2%, конечно, дешевле, но мы-то ведем речь об истинном, химически чистом бериллии.

     Второе, более важное обстоятельство — бериллий весьма токсичен в производстве и сложен для обработки. Поэтому для получения бериллиевой фольги — основы для любых чисто бериллиевых или «берилловых» (оксид бериллия) динамиков — требуется серьезное химическое оборудование. С этим материалом в чистом виде, востребованном главным образом в обо- ронной отрасли, аэрокосмических проектах и медицине, умеют обращаться только в трех странах — США, Франции и (порадуемся за родную державу) России. Остальные используют бериллиевые сплавы (см. выше).

4     Что касается производства, то существуют два разных метода и, соот- ветственно, разная степень обоснованности заявлений об использовании чистого бериллия. Первый способ, который применяли в конце 70-х — начале 80 годов прошлого века пионеры в бериллиевом аудиобизнесе — японские корпорации-гиганты Yamaha и TAD, заключался в осаждении в вакууме паров бериллия на заранее подготовленную форму из медной фольги (основание). С этим методом было связано много тонкостей, касавшихся контроля за толщиной и однородностью покрытия. Второй способ, ставший доступным не так давно, — порошковая металлургия, которая дает именно бериллиевую фольгу, без всяких подложек. Здесь процесс разбивается на много этапов — извлечение бериллия из содержащих его пород, переливание в формы с сопутствующим очищением от примесей, последующее дробление в порошок и вторая стадия очистки, еще одна формовка и, наконец, дальнейшее раскатывание фольги с заданной толщиной. Разумеется, подобным производством не располагает ни одна аудиофирма, такой технологический процесс под силу только большой промышленности. В настоящее время основным поставщиком бериллиевой фольги является Materion Corporation, подразделение американского металлургического концерна Brush Wellman.

 Оно же может в принципе создавать заготовки и готовые купола разного калибра для сторонних потребителей (Brush Wellman Electrofusion’s Truextent® Acoustic Grade Be Domes). Далее аудиокомпании изготавливают из фольги или ее оксидных соединений купола своих динамиков. И даже этот, финальный, этап обработки представляет собой некоторую трудность. Кроме Focal, известно очень немного фирм, в чьих топовых линейках используется чистый (несплавный) бериллий: Revel (семейство Ultima2), Paradigm (Signature Series), JBL (K2). Плюс, конечно же, и ныне существующая TAD, которая умеет делать не только твитеры, но и конусы среднечастотников из бериллия (но на медной подложке). Что касается отдельных динамиков, производимых для продажи на сторону, то тут снова фигурируют Focal, TAD и ScanSpeak, выпускающая бериллиевые версии своих Illuminator.

Конструкция

5     Возвращаясь к нашим Electra 1038 Be II, второму переработанному поколению старших АС во второй сверху линейке, отметим характерную для Focal черту — не выпуклый, а вогнутый купол твитера. Компания мотиви- рует это тем, что такая форма позволяет использовать крепеж голосовой катушки, как у среднечастотника, — на макушке полусферы, с соответствующим режимом совместной работы без деформаций на краю диапазона и однородным согласованным ходом, расширяющим беспроблемную зону высоко по частотам. К тому же заявляется лучшая дисперсия излучения по сравнению с обычным куполом. Динамик, управляемый неодимовым маг- нитом без ферромагнитной жидкости в зазоре (для улучшения импульсных характеристик), компрессионный и установлен в отдельной камере внутри корпуса АС. Бериллиевые твитеры в силу своих талантов, о которых подробно было сказано выше, работают в очень протяженной полосе частот, начиная с 2200 Гц (в прежней версии колонок — с 2000 Гц). Три идентичных 7-дюймовых вуфера и один среднечастотник размером чуть поменьше сделаны из одинакового материала и обеспечивают поддержку снизу. Материал диффузоров представляет собой пресловутый эксклюзивный фокалевский W-сэндвич из двух тонких слоев стеклоткани, разделенных прослойкой специальной пены. При термической обработке такой заготовки в камере получаются весьма жесткие динамики с минимальным КНИ и высоким внутренним демпфированием. Фирма называет их «излучателями с настраиваемыми характеристиками», потому что, изменяя толщину прослойки пены и количество слоев стеклоткани, можно регулировать коэффициент демпфирования динамика и его запас прочности. Использование стекловолокна было обусловлено технической возможностью получения очень длинных нитей адекватной прочности и в то же время с отсутствием окрашивания (которое, по мнению разработчиков, присуще другому материалу с близкими прочностными и упругими свойствами — кевлару).

     Высокие призматические корпуса, слегка откинутые назад для фазового согласования излучателей, обладают довольно сложной формой. Плавно изломанные грани, сужающиеся назад, спереди замкнуты на округлую переднюю панель (весьма толстую, местами доходящую до 3 см). Кабинеты из MDF с набором внутренних перегородок между динамиками тоже имеют переменную толщину (максимальная — 5 см). Огромный порт фазоинвертора смотрит в пол между двумя ножками-брусками. В комплекте с АС идут шипы, которые можно вкрутить в эти ножки. Одна пара акустических клемм под бананы и лопатки смонтирована на гладко отшлифованной алюминиевой панели. Благодаря великолепному дизайну колонки совсем не выглядят громоздкими, несмотря на свои достаточно серьезные габариты. Бока в шелковистом светлом шпоне цвета «шампань» гармонируют с черным лаком подставки и отливающим металлом покрытием передней панели (тоже лак, но с мерцающими вкраплениями белой крошки, или, более романтично, «звездами в темном небе»). Широкая алюминиевая полоса, разделяющая корпус на две неравные части, служит не только украшением, но и основой, на которой размещается деликатный твитер с защитной металлической сеточкой (съемной, на магнитах).

Прослушивание

     Пару лет назад мне довелось тщательно отслушать полочные Electra 1007 S (из этой же линейки, но без бериллиевого твитера). Они запомнились мегапластичным звучанием, исключительно подвижным и взволнованно-эмоциональным, как живая ртуть. Их старшие собратья вначале показались не такими моторными и более спокойными. Потом был отмечен идеальный тональный баланс и, конечно, бас — свободный от искажений, вялости или аморфности, свободный, действительно глубокий, но совершенно контролируемый, не вырывающийся на волю покуражиться, кроме тех записей, где это явно предполагается. Но тогда уж, как говорится, держись. Однако не случайно так много слов выше было посвящено бериллию — базовый почерк определяется именно классом высокочастотных драйверов. Прозрачность, пластичность и полнейшая бесшовность звучания дают ощущение, что музыка течет вечно, не в силах остановиться и прерваться, как мерно и бесконечно набегающие и откатывающиеся океанские волны. Пара умеет передавать размер помещения и масштаб записей так, как это свойственно только большим АС. Тут же свободное и мощное дыхание большого симфонического оркестра воспринимается как легко, но весомо и целеустремленно накатывающий вал, который не давит и не прессует звуком, но заполняет все пространство воздухом и прозрачной волной. Легкость и точность, необыкновенная слитность и внушительность — подходящие характеристики для почерка акустики, но «легкость» тут — ключевое понятие. Тембры очень ясные и насыщенные, труба выводится мягко и чисто, сопрано льется, мерцает искорками и живет — бериллиевый твитер исключительно хорош, он кажется более округлым и тонким по разрешению, чем удачные титановые образцы, по подаче похож на шелковый, однако гораздо, несопоставимо точнее. Барочный контратенор в «Stabat Mater» не только идеален по тембру, но также крайне аккуратен и бережно интеллигентен.

     Весьма крупные громкоговорители обладают выдающейся микродинамикой, с чем и связана безупречная неразрывность звучания. Тут нет никакого «порога младшего разряда» (хотя это еще и огромная заслуга нашего источника Esoteric K-03), самые тихие линии не обрываются, а тают, сходят к толщине волоса, еще тоньше… и исчезают в полной тишине. Спектр градаций громкости — абсолютно не дискретный и очень ровный по всей шкале. За счет колоссально увеличенной разрешающей способности передается вся полнота жизни в «замерших» тактах и тихих фрагментах, которые у иных АС с огрубленной микродинамикой выглядят статичными. По передаче настроя записей акустика безупречно балансирует между чистой эмоциональностью и интеллектуальным анализом и дает гармоничный союз того и другого. Воспроизведение музыки любого жанра, вплоть до самых активных и агрессивных, абсолютно не вызывает возражений — создается впечатление, что звучание с самого начала проникает в душу и таинственным образом синхронизируется с внутренними ощущениями и восприятием, так что дальше происходит не прослушивание, а «прочувствование» музыки.

(831)
Звоните
218-00-50
© 2007-2011, Галерея домашних кинотеатров.
Создание сайта IP3