14 лет с Вами111111111

     У каждого производителя с многолетней историей имеется собственный ре- цепт приготовления пра- вильного звука. И каково в нём соотношение стро- гого расчёта и интуиции, не скажут, пожалуй, и сами разработчики. Фран- цузская компания Focal занимается исследова- ниями с 1980 года и за это время материализовала в своих изделиях рекордное количество инновацион- ных идей.

2         

     И что самое ценное, уникальные решения, разработанные ранее для флагмана Grande Utopia, используются и в младших моделях. Напольные системы Scala Utopia*, которые мы готовим к прослушиванию — наглядное тому подтверждение.

     Первым делом стоит отметить знаменитый фирменный твитер Focal с инвертированным куполом из бериллия. Этот металл в 2,5 раза легче титана, но в семь раз твёрже (единственный из всех металлов, способный резать стекло), что позволяет изготовить практически невесомую, но очень жёсткую мембрану. В сочетании с подвесом из патентованного полимера Poron получается излучатель, способный с минимальными искажениями воспроизводить частоты до 40 кГц. Твитер установлен в отдельной секции, поэтому полностью изолирован от вибраций, создаваемых СЧ и ВЧ-головками. В конструкции, запатентованной под названием IAL (Infinite Acoustic Loading), искажения на высоких частотах также снижаются за счёт демпфирования купола воздухом, находящимся в тщательно рассчитанном канале. В модели Scala используется технология второго поколения, IAL2.

     Средне- и низкочастотные драйверы тоже не простые — для них была разработана технология «W», позволившей создать диффузоры с минимальной массой, максимальной жёсткостью (стойкостью к изгибным деформациям) и эффективным подавлением внутренних резонансов. В ходе лабораторных исследований был получен уникальный сэндвич с внутренним слоем из вспененного полимера и внешними — из стеклоткани различной толщины и плотности. Головки третьего поколения, применяемые в Scala Utopia, отличаются от более ранних тем, что заготовка конуса выкраивается методом лазерной резки. Это позволяет получить идеальную круглую форму диффузора и абсолютно ровные края, что, в свою очередь, гарантирует равномерное распределение усилий при взаимодействии с гибким подвесом и, как следствие, меньшие искажения.

3     Фирменные кроссоверы OPC+ (Optimum Phase Crossover) также первоначально разрабатывались для Grande Utopia. В их основу заложен принцип, что каждый драйвер должен иметь линейную АЧХ, уходящую за пределы отведённого ему диапазона. Например, бериллиевый твитер имеет очень низкую резонансную частоту, порядка 530 Гц, но реально начинает звучать от 2200 Гц. Басовик, наоборот, фильтруется очень низко, на 250 Гц, что позволяет ему работать на самом линейном участке характеристики. Кроме того, при таком подходе снижаются фазовые искажения, и звучание акустической системы меньше зависит от свойств помещения и места установки — ранние отражения уже не так опасны.

     Корпус Scala Utopia разделён на три изолированных секции, по одной на каждый излучатель. В верхней установлен 6,5-дюймовый среднечастотник, в средней — твитер, а в нижней — 11-дюймовый басовый драйвер в фазоинверторном оформлении. Ламинарный порт выведен в зазор между дном корпуса и массивной платформой, развязывающей колонку от пола. В сочетании с солидным объёмом НЧ-бокса это позволило снизить границу воспроизведения до 28 Гц, а такой глубиной баса может похвастаться далеко не каждый сабвуфер. Обратите внимание, что верхние секции слегка наклонены вперёд, благодаря такой конструкции сигналы от СЧ и ВЧ-излучателей приходят к слушателю одновременно (технология Focus Time).

     Собственно корпус имеет фирменную структуру Gamma — без прямых углов, со стенками переменной толщины (передняя панель — 6 см) и системой внутренних стяжек, форма и расположение которых тщательно просчитана. В результате большая часть энергии, отдаваемой драйверами в виде вибраций, эффективно поглощается. О солидности конструкции свидетельствует масса колонки — 85 кг.

     Отделка соответствующая — отполированный до блеска рояльный лак, в нашем случае чёрный, но Scala Utopia выпускается и в модном белом цвете, и в авангардном варианте Imperial Red.

     Тракт для испытаний Utopia Scala был подобран со вкусом: двухблочный CD-источник Accuphase, предварительный усилитель Lamm L2 Reference с выносным блоком питания плюс два комплекта оконечников — ламповые однотактники Lamm ML3 Signature на прямонакальных триодах ГМ-70 и транзисторные моноблоки Lamm ML1.2 Reference. С последними мы и начали прослушивание.

     Первое впечатление довольно необычно — возникает иллюзия зрительного ряда, будто не только слышишь музыку, но и как бы видишь всё, что происходит на сцене. Такой синергетический эффект от сложения нескольких факторов — достоверной пространственной картины, натуральной динамики и высокого гармонического разрешения. Хор и оркестр звучат гармонично и слаженно, и картина настолько подробна, что при желании из неё можно выделить любой инструмент по его характерному спектру. Прекрасно различимы отдельные голоса в хоре, и профессиональный музыкант, пожалуй, смог бы расписать партитуру произведения. Динамические контрасты придают ощущение лёгкости, переходы от паузы к мощнейшим tutti естественны, без малейших затяжек темпа.

     Твитер, пожалуй, лучший из всех, что мне доводилось слышать. Верхний спектр предельно чист, удары треугольника, словно яркие искры, вспыхивающие над оркестром. Можно себе представить и размеры зала, атмосфера которого формируется многочисленными отражениями и реверберациями. Бас особенно не обращает на себя внимания, он просто есть, и всё.

     Ситуация примерно та же, что и при правильной настройке сабвуфера — его вклад должен быть заметен не во время работы, а после выключения. Этот регистр выровнен, словно по линейке, от инфраниза до нижней середины, он-то и создаёт ощущение движения воздуха, как в большом концертном зале. Но Scala звучат более цельно и слаженно, чем любой из сабвуферов, чётко передавая сложные ритмические структуры. Особенно это заметно на студийных альбомах с насыщенным спектром [2]. Здесь акцент намеренно сделан на контрасте между плотным, быстрым басом и звонким, на грани резкости, верхом. Масса стереофонических эффектов, витиеватые партии барабанщика — всё чётко разделено в пространстве и времени. Разборчивость феноменально высокая, в целом же звучание отличается редким сочетанием драйва и музыкальности. Иногда, правда, оно кажется более плавным, интеллигентным, немного сглаженным, но это, на мой взгляд, нужно отнести на счёт источника Accuphase.

     Уже неоднократно писал, что «правильная» система способна облегчить восприятие и понимание сложной музыки. Конечно, речь идёт не об упрощении или игнорировании нюансов, наоборот — при отсутствии искажений и ограничений (частотного и динамического диапазона, в частности) мозг слушателя производит меньше «вычислений», и восприятие музыки заметно освежается. Скрипичные концерты Сибелиуса [3] — произведения отнюдь не попсовые, но по сути очень красивые и мелодичные. В системе с Focal Scala понимание этого приходит сразу — и оркестр, и солирующий инструмент кажутся настолько естественными, что сразу забываешь о том, сколько техники задействовано для воспроизведения. Звучание скрипки предельно достоверно — здесь и «канифоль», и высокие ноты на грани фола, но всё абсолютно гармонично, цельно и жизненно.

     На следующих двух CD мы сравнивали звучание акустики с разными усилителями Lamm — транзисторным M1.2 Reference и ламповым ML3 Signature. В общих чертах результат предсказать было нетрудно — Терри Эванс [4] давал больше драйва в первом случае, а «Acoustic music in authentic environment» [5] воспринималась естественнее во втором. Но чёрт, как известно, в деталях. Блюзы с ламповым усилением, возможно, и не слишком заводят, но если вслушаться, можно заметить массу приятных подробностей, упущенных транзисторным монстром. Бочка звучит слегка расслабленно, эмоциональный накал уже не тот, но при этом звучание ближе к живому исполнению. И наоборот — с ML1.2 Reference акустика явно лучше задемпфирована, удар значительно резче, за счёт этого прекрасно передаётся ритм, но звучание по сравнению с лампами кажется слегка зажатым. На записях акустических инструментов меньше воздуха, но нижний регистр таков, что хочется слушать весь диск до конца.

     Существует два мнения о том, как нужно выбирать аудиокомпоненты. Первое: система не должна иметь жанровых предпочтений, в противном случае она составлена неправильно. Второе: всеядных систем не бывает, её нужно подбирать исключительно под свою музыку. Мне кажется, истина, как всегда, посередине — акустика, как Focal Scala, должна быть всеядной, а вот усилитель для неё нужно подыскивать с учётом тех жанров, которые вы чаще слушаете. Если изменятся вкусы, усилитель поменять проще.

(831)
Звоните
218-00-50
© 2007-2011, Галерея домашних кинотеатров.
Создание сайта IP3